Алкилирование :: Алкилирование в нефтепереработке
Алкилирование · Алкилирование в нефтепереработке · Подготовка сырья алкилирования · Близкие статьи ·
Процесс алкилирования направлен на получения высокооктановых компонентов автомобильного бензина из непредельных углеводородных газов. В основе процесса лежит реакция соединения алкена и алкана с получением алкана с числом атомов углерода, равным сумме атомов углерода в исходном алкене и алкане. Поскольку наибольшим октановым числом обладают молекулы алканов с изо-строением, то молекулы исходного сырья тоже обязаны иметь изо-строение. В нефтепереработке наибольшее распространение получило сырье алкилирования бутан-бутиленовая фракция (ББФ), которая получается в процессе каталитического крекинга.
Типовой состав ББФ с установки FCC.
Компонент | Содержание, % масс. |
---|---|
пропилен | 0,5 |
пропан | 1,5 |
n-бутан | 10 |
i-бутан | 35 |
i-бутилен | 16 |
n-бутен | 12 |
t-бутен | 14 |
z-бутен | 10 |
пентен | 0,3 |
i-пентан | 0,6 |
n-пентан | 0,1 |
Основные реакции:
- изо-бутан + 1-бутилен = изо-октан (2,2,4-триметилпентан) (Октановое число — 100 ед.)
- изо-бутан + бутилен-2 = изо-октан (2,3,3-триметилпентан) (ОЧМ < 100)
- изо-бутан + изо-бутилен = изо-октан (2,3,4-триметилпентан) (ОЧМ<100)
Побочные реакции из-за примесей пропилена и нормального бутилена
- изо-бутан + пропилен = изо-гептан (2,2-диметилпентан) (ОЧМ<<100)
Режим работы реактора
Параметр | Значение |
---|---|
Температура, °C | 0 — 10 |
Давление, МПа | 0,6 — 1,0 |
Мольное соотношение изобутан:бутилены | 6 — 12 |
Катализатор | Серная кислота |
Объемное соотношение между у/в и сернокислотной фазой | 1 — 1,5 |
Время контакта сырья с катализатором, мин. | 20 30 |
Октановое число смеси продуктов реакции (алкилат) около 95, следует отметить определяющую особенность равенства октановых чисел по моторному методу и исследовательскому. Так, к примеру, продукт каталитического риформинга (риформат) имеет исследовательское октановое число 95 и моторное 85, в то время как алкилат 95 и 92 следовательно. Это обстоятельство делает его наиболее ценным компонентом товарных бензинов. В тоже время его себестоимость так же очень велика. Кроме того есть конкурирующий процесс использования ББФ — производство МТБЭ.