Каталог статей /

Моллюски :: Образ моллюсков в культуре

Моллюски · Этимология · Ареал · Строение и физиология · Жизненный цикл · Образ жизни и поведение · Питание · Экология · Биолюминесценция · Заболевания моллюсков · Классификация · Эволюция · Охрана моллюсков · Взаимодействие с человеком · Образ моллюсков в культуре ·


В человеческой культуре сформированы устойчивые стереотипы по отношению к трём самым известным классам моллюсков — брюхоногим, двустворчатым и головоногим.

Головоногие

Битва команды « Наутилуса » со спрутами
Битва команды «Наутилуса» со спрутами

Рисунок французского натуралиста П. Д. де Монфора. Начало XIX в.
Рисунок французского натуралиста П. Д. де Монфора. Начало XIX в.

Образ головоногого морского чудовища является одним из самых популярных стереотипов моллюсков. Мифическое существо кракен описывалось как гигантское головоногое настолько убедительно, что даже вошло в первое издание «Системы природы» Линнея. Образ гигантского осьминога или спрута, представляющего опасность для кораблей и людей, был неоднократно зафиксирован как в литературе (к примеру, сцена борьбы со спрутами в романе Жюля Верна «Двадцать тысяч льё под водой»), так и в живописи и кинематографе (к примеру, в серии фильмов «Пираты Карибского моря»). Слово «спрут» стало устойчивым эвфемизмом для обозначения преступной организации, как, например, в одноимённом телесериале. Современный образ головоногого чудища, Катацуморидако, был создан братьями Стругацкими и описан в романе «Волны гасят ветер».

Брюхоногие

Ползи, улитка,по склону Фудзивверх до самых высот(Хайку Исса)

Ползи, улитка,
по склону Фудзи
вверх до самых высот
(Хайку Исса)

Стереотип улитки в культуре — это, обычно, образ маленького, медлительного и беззащитного существа. Образ «улитки на склоне», от которой ничего не зависит и которая ничего не может изменить, использован в названии одноимённого романа Стругацких, являясь аллюзией на известнейшее хокку Иссы («Тихо, тихо ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх, до самых высот!»). Кроме этого в Японии в образе улитки почитался дух — «Хозяин воды». По мнению Д. Трофимова, раковина улитки в рассказе Вирджинии Вулф «Kew Gardens» символизирует развитие сюжета по спирали. Кроме японцев, улитки являются центральными персонажами алтайской, бурятской, меланезийской мифологий, и кроме этого мифологии жителей Науру. В христианстве медлительность улиток послужила тому, что они стали символом смертного греха — лени.

Двустворчатые

«Рождение Венеры». Фреска из  Помпей
«Рождение Венеры». Фреска из Помпей

Двустворчатые моллюски в древнегреческой культуре были связаны с культом Афродиты. Так, на картине «Рождение Венеры» кисти Боттичелли Венера плывёт к берегу на створке раковины. Раковина присутствует и на фреске с аналогичным сюжетом, найденной в Помпеях. Раковины морского гребешка служили существенной частью культа богини-матери в Фесте.
Изображение морского гребешка, а порой и саму раковину, во времена Средневековья прикрепляли к одежде путешественники, пустившиеся в паломничество к Святым Местам. Подобная раковина служила одновременно и духовным, и совершенно земным целям, как то сосудом для сбора милостыни, и тарелкой для еды. Из-за привычки паломников украшать себя подобным образом во французский язык вошло современное обозначение морского гребешка — «раковина Св. Иакова» (фр. coquille St. Jacques).


Часть информации на сайте получена из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу! |